Сегодня Ср, 22 Ноябрь 2017

Территориальные управления



ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА PDF Печать E-mail

ВОПРОС

Обязан ли работодатель внести в трудовую книжку запись о работе по совместительству?

ОТВЕТ

Запись о приеме на работу в трудовую книжку о работе по совместительству не вносится. Однако если работник изъявит желание, то такую запись можно сделать.

Пунктом 20.  Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 г. № 225 (далее – Правила), установлено, что сведения о работе по совместительству по желанию работника вносятся по месту основной работы в трудовую книжку на основании документа, подтверждающего работу по совместительству.

Таким документом в силу ч. 1 ст. 84.1 ТК РФ является приказ (распоряжение) о расторжении трудового договора или его заверенная копия. На основании п. 20 Правил внесение записи должно быть обусловлено желанием самого работника (а не работодателя) и наличием соответствующего юридического факта – приема или расторжения трудового договора по совместительству.

 
Часто задаваемые вопросы PDF Печать E-mail

ВОПРОС

В настоящее время разрабатывается новый проект Порядка обучения по охране труда работников организаций. Что планируется изменить?

ОТВЕТ

Действительно, в настоящее время Минздравсоцразвития России работает над новым проектом Порядка обучения по охране труда работников организаций. В основе всей системы обучения вопросам охраны труда должна лежать дифференциация видов обучения (по срокам, глубине, направленности обучения) для различных групп (отдельных категорий) работников на основе государственных требований к образованию, образовательным цензам и квалификациям с учетом потребностей производства. В свете совершенствования механизмов управления охраной труда на первый план выходит повышение компетентности работников в области охраны труда, освоение ими практических навыков безопасного производства работ.

Как показывает практика, основными причинами нарушений в сфере охраны труда, в числе прочих, являются низкий уровень знаний требований охраны труда со стороны руководителей и должностных лиц организаций, а также недостаточные практические навыки безопасного выполнения работ у работников. В частности, свыше 10% несчастных случаев на производстве происходит по причинам очевидных недостатков в подготовке работников в области охраны труда.

Существующая система подготовки персонала в области охраны труда ориентирована преимущественно на теоретическую подготовку всех категорий работников и не учитывает необходимость овладения практическими приемами безопасного выполнения работ. Действующий в настоящее время Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций прежде всего морально устарел, не удовлетворяет по своей структуре, изложению отдельным положениям Трудового кодекса Российской Федерации и вступает с ним в противоречие. Нет единых образовательных программ - необходимо разрабатывать образовательные стандарты.

Подготовка персонала по охране труда должна носить непрерывный характер, все этапы должны быть взаимоувязаны в единый процесс. В новом подходе к обучению по охране труда, сохраняя общую типовую базу и программу, должны быть четко разграничены категории по продолжительности обучения, объему предоставляемого материала, для того чтобы этот дифференцированный подход позволил охватить все категории работающих.

Для исправления сложившейся ситуации предусмотрено создание и оснащение сети обучающих центров на базе федеральных государственных учреждений, подведомственных Минздравсоцразвития России, и их филиалов в целях комплексной подготовки персонала по охране труда с использованием современных технологий.

Важной составляющей модернизации системы управления охраной труда в Российской Федерации является также обеспечение широкого доступа работников и работодателей к информационным ресурсам в области охраны труда.

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 17.02.2010 № 91 начато проведение общероссийского мониторинга условий и охраны труда, основной целью которого является сбор информации о состоянии условий и охраны труда для принятия взвешенных управленческих решений в данной сфере.

Кроме того, в настоящее время Министерством разрабатывается единая общероссийская справочно-информационная система по охране труда, которая позволит повысить эффективность информирования и консультирования в интерактивном режиме работников и работодателей по вопросам охраны труда. Система предположительно заработает в марте 2012 г. на сайте Минздравсоцразвития России.

Ввод в эксплуатацию АС “Профессиональные риски” в краткосрочной перспективе позволит:

• создать единое информационное пространство в сфере управления профессиональными рисками и системы страхования профессиональных рисков;

• контролировать достоверность информации состоянии условий и охраны труда, выявленных рабочих местах с вредными для работников условиями труда, уровнях профессиональных рисков в разрезе предприятий, отраслей экономики, субъектов РФ качество проводимых работ;

• обеспечить обоснованное установление страховых тарифов в системе социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в зависимости от реальных условий труда и уровней профессионального риска на предприятиях;

• принимать обоснованные управленческие решения;

• облегчить общественный контроль за состоянием охраны труда.

Общественный контроль и экспертиза разрабатываемых элементов системы оценки и управления профессиональными рисками осуществляется путем участия заинтересованных сторон и коллегиальных органов в разработке и планировании мероприятий, направленных на модернизацию системы охраны труда и социального страхования, в экспертизе проектов нормативных правовых актов и тестировании готовых решений. При этом важную роль должны сыграть созданные при Минздравсоцразвития России Координационный совет по разработке и реализации Программы действий по улучшению условий и охраны труда, Координационный совет по малому и среднему бизнесу, а также саморегулируемые организации.

Совершенствование системы охраны труда предусматривает системный подход. В этих целях в рамках 2-го этапа Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года предусмотрена разработка и реализация в 2011–2015 годах общероссийской программы “Здоровье на производстве”.

Программа “Здоровье на производстве” будет предусматривать реализацию скоординированных действий по двум направлениям:

• совершенствование системы охраны труда работников на производстве;

• создание и развитие системы медико-профилактического обслуживания работников.

Реализация в полном объеме мероприятий программы “Здоровье на производстве” позволит обеспечить ежегодное снижение численности работников, погибших и пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, получивших профессиональное заболевание, а также занятых на рабочих местах с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда.

ВОПРОС

Кто должен проходить обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве? Кто проводит данное обучение в организации и какие требования к нему предъявляются? Где фиксируются сведения о прохождении обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве?

ОТВЕТ

Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить обучение оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.

Согласно п. 2.2.4 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. постановлением Минтруда России № 1, Минобразования России № 29 от 13.01.2003, работодатель (или уполномоченное им лицо) организует проведение периодического, не реже одного раза в год, обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим.

Вновь принимаемые на работу проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в сроки, установленные работодателем (или уполномоченным им лицом), но не позднее одного месяца после приема на работу.

Обучение по оказанию первой помощи в организации проводит специалист, имеющий медицинское образование и соответствующую подготовку, в том числе можно привлекать специалистов из обучающих организаций, имеющих лицензию на право проведения такого обучения.

Проведение обучения оказанию первой помощи регистрируется в журнале проведения инструктажей.

Конкретный порядок и сроки проведения обучения работников работодатель должен определять самостоятельно с учетом специфики трудовой деятельности работников.

ВОПРОС

К какой ответственности можно привлечь руководителя организации за нарушение законодательства об охране труда, повлекшее несчастный случай?

ОТВЕТ

За нарушение законодательства об охране труда, повлекшее несчастный случай, виновного могут привлечь к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности.

Если в ходе расследования несчастного случая будет доказано, что работодатель нарушил законодательство о труде и об охране труда, ему грозит административная ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ.

Если несчастный случай привел к тяжким увечьям или гибели работника, виновного могут привлечь к уголовной ответственности.

За причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью работника предусмотрено наказание по ч. 1 ст. 143 УК РФ. Если несчастный случай привел к смерти работника - по ч. 2 ст. 143 УК РФ.

ВОПРОС

Часто ли на инженеров по охране труда налагается уголовная ответственность? При каких условиях наступает уголовная ответственность именно у инженера по охране труда, а не у генерального директора?

ОТВЕТ

Нарушения требований охраны труда, содержащие признаки преступления, за которые наступает уголовная ответственность, закреплены в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее – УК РФ).

Так, в соответствии со ст. 143 УК РФ наказывается нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека.

Субъектами преступления в данном случае могут быть как лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил охраны труда на определенном участке работ, так и руководители организаций, их заместители, главные инженеры, главные специалисты предприятий, если они не приняли мер к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда либо дали указания, противоречащие этим правилам, или, взяв на себя непосредственное руководство отдельными видами работ, не обеспечили соблюдение тех же правил.

Кроме того, УК РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215); прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения (ст. 215.1); нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216); правил безопасности на взрывоопасных объекта (ст. 217); правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий (ст. 218); нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219).

Субъектами данных преступлений могут быть как руководители организаций и другие работники, на которых возложена обязанность по обеспечению соблюдения правил безопасности, так и лица, обязанные соблюдать эти правила.

Таким образом, субъектом преступления является тот, на кого возложены обязанности по соблюдению правил охраны труда.

Если же лица, специально назначенного ответственным за соблюдение правил охраны труда, нет, то им считается непосредственно руководитель предприятия.

Вместе с тем, обращаем ваше внимание на тот факт, что Верховный суд в постановлении от 23.04.1991 № 1 указал, что ответственность по ст. 143 УК РФ могут нести лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил и норм охраны труда на определенном участке работ, а также руководители предприятий и организаций, их заместители, главные инженеры, главные специалисты предприятий, если они не приняли мер к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда либо дали указания, противоречащие этим правилам, или, взяв на себя непосредственное руководство отдельными видами работ, не обеспечили соблюдение тех же правил.

Таким образом, руководитель предприятия может быть привлечен к уголовной ответственности и при наличии в организации инженера по технике безопасности.

На практике при наступлении несчастного случая компетентные органы наряду с осмотром места происшествия производят проверку документов по охране труда.

Наличие требуемых законом документов по охране труда, а также выполнение обязанностей по ее обеспечению поможет избежать руководителю или иному ответственному лицу уголовного преследования.

ВОПРОС

Какие органы могут наложить санкции за непроведение на производстве аттестации рабочих мест и какие это могут быть санкции?

ОТВЕТ

В соответствии с пп. 52-53 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н, осуществление функций по государственному надзору и контролю за соблюдением работодателем данного Порядка возложен на Федеральную службу по труду и занятости (Роструд) и его территориальные органы (государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации).

Ответственность за проведение аттестации, достоверность и полноту предоставления информации в государственную инспекцию труда в субъекте РФ возлагается на работодателя. Ответственность за достоверность проведения измерений и оценок возлагается на работодателя и аттестующую организацию. Что же касается санкций за отсутствие на производстве аттестации рабочих мест, то согласно пп. 6.5 и 6.5(1) Положения о Федеральной службе по труду и занятости (утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 324) уполномоченные представители Роструда вправе применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Санкции за нарушение законодательства об охране труда, включая санкции за отсутствие на производстве аттестации рабочих мест, может налагать на виновное лицо только суд, и в связи с этим отметим, что за нарушение законодательства об охране труда предусмотрена административная и уголовная ответственность. Так, в соответствии со ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет: • наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 до 5 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, -от 1 до 5 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; • нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушени, влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.

Также согласно ст. 143 Уголовного кодекса Российской Федерации нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, наказывается: • если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, штрафом в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 1 года, либо лишением свободы на тот же срок; • то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

ВОПРОС

Может ли работодатель принять на работу сотрудника призывного возраста, который не предъявил документов воинского учета? Предусмотрена ли за это какая-либо ответственность?

ОТВЕТ

Лицами, подлежащими призыву на военную службу, являются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (пп. “а” п. 14 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 (далее – Положение), пп. “а” п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”). Граждане, пребывающие в запасе, считаются военнообязанными (пп. “б” п. 14 Положения).

Военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу, при заключении трудового договора должны предъявить работодателю документы воинского учета (ст. 65 Трудового кодекса РФ, далее – ТК РФ).

Однако ТК РФ не содержит положений, запрещающих прием на работу в случае, когда документы воинского учета не были предъявлены. Более того, трудовое законодательство запрещает ограничивать право на труд (ст. 37 Конституции РФ, ст. 3 ТК РФ) и отказывать в заключении трудового договора по каким-либо основаниям, не связанным с деловыми качествами (ст. 3, 64 ТК РФ). Поэтому и ответственность за прием на работу гражданина, не предъявившего документы воинского учета, законодательством не предусмотрена.

Но если при заключении трудового договора работник не предъявил документы воинского учета, работодатель обязан проинформировать об этом военный комиссариат (пп. “а”, “г” п. 30, пп. “а”, “б” п. 32 Положения).

Организация, не сообщившая в военный комиссариат о принятии на работу сотрудника призывного возраста, не предъявившего военный билет, будет считаться нарушившей законодательство о труде (ст. 11 ТК РФ) и, как следствие, может быть привлечена к ответственности в виде штрафа в размере от 30 до 50 тыс. руб. или в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток. На должностных лиц организации может быть наложен штраф в размере от 1 до 5 тыс. руб. (ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Отметим, что к ответственности за данное правонарушение не могут быть привлечены предприниматели, поскольку обязанность представления сведений в военный комиссариат возложена только на организации (разд. III Положения).

ВОПРОС

Как правильно установить средства защиты в местах опасности поражения током и при работе на станках? Может ли быть наказан работник, умышленно убравший ограждение опасной зоны?

ОТВЕТ

Работники, умышленно снимающие средства защиты или ограждения или действующие в их обход, а также попустительствующие таким действиям, привлекаются к дисциплинарной ответственности, за исключением тех случаев, когда такие действия обусловлены заранее утвержденным решением или установлены альтернативные средства защиты.

Средства защиты и ограждения устанавливаются таким образом, чтобы предотвратить попадание любой части тела оператора, вспомогательного персонала или посторонних лиц к местам их возможного механического зажима или захвата движущимися деталями машины, материалами или заготовками, погрузочно-разгрузочным оборудованием или деталями передач и приводных механизмов. Аналогичная защита должна быть обеспечена на “горячих” участках и в местах опасности поражения электрическим током.

Устанавливаемые вручную временные средства защиты (блокировочные устройства и т. п.), которые во время рабочего цикла машины снимаются, не могут служить единственным средством защиты и ограждения машины.

Толкатели и другие ручные устройства, применяемые для подачи, установки или снятия заготовки во время работы машины, которые можно отнести к важным средствам безопасности, не могут считаться приемлемыми средствами защиты.

Помимо защитных ограждений, предусмотренных для обычных работ, выполняемых на данных машинах или оборудовании, в случае необходимости следует установить дополнительные средства защиты персонала, занятого в операциях по наладке, техобслуживанию или ремонту. Для таких операций надлежащими средствами защиты считаются системы блокировки и контроля.

Средства защиты, сблокированные с машиной или оборудованием, должны конструироваться, монтироваться и обслуживаться таким образом, чтобы их неисправность не помешала безопасно остановить машину или выключить питающую линию, но предотвратила бы дальнейшее пользование машиной или оборудованием до устранения неисправности средств защиты.

Оценка средств защиты и ограждения машин и оборудования должна включать в себя анализ опасностей, связанных с неконтролируемым внезапным или постепенным выделением энергии. Там, где это необходимо, должны быть предусмотрены другие средства защиты и ограждения, чтобы исключить возможность контакта работника с материалом или любой представляющей опасность деталью машины до тех пор, пока не будет исключена всякая возможность ее движения.

Они должны быть установлены таким образом, чтобы включать станок или оборудование или работать на них мог только оператор посредством сознательного действия. Все кнопки, ножные педали защищены от случайного включения.

Устройства регулирования питания станков или оборудования (электровыключатели, пневматические или гидравлические питательные клапаны и т. п.) оснащены устройствами для блокировки подачи энергии на время проведения работ по техобслуживанию и ремонту.

Также предусмотрены процедуры запирания источников энергии, которые выполняются при ремонтных и наладочных работах, что позволяет предотвратить несанкционированную подачу энергии.

Обязательное требование к станкам – установка аварийного выключателя (кнопка “СТОП”) с яркой маркировкой и доступным расположением, удобным для оператора (операторов) станков и другого персонала.

Системы управления станками или оборудованием конструируются таким образом, чтобы при любом отказе станок автоматически выключался и не включался автоматически после устранения неисправности.

Защитные ограждения станков должны быть установлены как минимум в двух точках рабочей зоны. Единственным исключением из этого правила являются такие обстоятельства, при которых можно продемонстрировать, что одно средство защиты или ограждение дает полную гарантию того, что ни одна часть тела оператора не может попасть в рабочую зону машины. В таких случаях это единственное защитное ограждение должно быть несъемным.

При рассмотрении дублирования средств защиты необходимо учитывать, что во время проведения работ по наладке, техобслуживанию и ремонту станочного оборудования обязательно должна выполняться процедура по запиранию источника энергии в положение “выключено”.

Ответственность за обеспечение средствами защиты и ограждениями всех машин, оборудования, передач и приводных механизмов возлагается на руководителя.

ВОПРОС

Кто должен разрабатывать инструкции по охране труда на предприятии?

ОТВЕТ

В соответствие с ГОСТ 12.0.230-2007.ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования, утв. приказом Ростехрегулирования от 10.07.2007 № 169-ст (далее – ГОСТ 12.0.230-2007), на уровне руководителей высшего звена организации должно быть назначено лицо или лица, наделенные обязанностями, ответственностью и полномочиями по:

• развитию, применению, периодическому анализу и оценке системы управлении охраной труда;

• периодической отчетности высшему руководству о результативности функционирования системы управления охраной труда;

• содействию в участии всех работников организации в работах по обеспечению безопасности труда (п. 4.3.3 ГОСТ 12.0.230-2007) .

Трудовым Кодексом РФ на работодателя возлагается обязанность организовывать разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации для принятия локальных нормативных актов. Таким образом, разработка инструкций по охране труда может быть возложена работодателем на начальников цехов, отделов, служб и т.д., наиболее хорошо знающих условия труда на рабочих местах, существующие риски и особенности применения и эксплуатации оборудования, станков, механизмов и инструментов, или на главного инженера. Роль инженера по охране труда при разработке инструкций по охране труда заключается в том, что он согласовывает их, тем самым подтверждая, что инструкция составлена в соответствие с требованиями действующего законодательства и нормативных документов в области охраны труда.

ВОПРОС

Как часто работодатель должен производить пересмотр инструкций по охране труда работников?

ОТВЕТ

В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке инструкций по охране труда, утв. Минтрудом России 13.05.2004 (далее - Методические рекомендации), пересмотр инструкций по охране труда для работников должен производиться не реже одного раза в 5 лет.

Кроме того, п. 7 Методических рекомендаций определено, что инструкции по охране труда для работников могут досрочно пересматриваться:

а) при пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;

б) при изменении условий труда работников;

в) при внедрении новой техники и технологии;

г) по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

д) по требованию представителей органов по труду субъектов Российской Федерации или органов федеральной инспекции труда.

ВОПРОС

Обязан ли работодатель провести с работником, принятым по договору подряда, вводный инструктаж по охране труда?

ОТВЕТ

Гражданско-правовые договоры (в том числе и договоры подряда) заключаются для выполнения определенной работы, их целью является достижение конкретного конечного результата.

Достижение такого результата влечет прекращение действия гражданско-правового договора.

При гражданско-правовых отношениях работа выполняется без учета правил внутреннего трудового распорядка.

По гражданско-правовому договору индивидуальный труд осуществляется самостоятельно и по своему усмотрению, т. е. на свой страх и риск.

С лицами, работающими по гражданско-правовым договорам, не содержащим признаки трудового договора, инструктажи по охране труда не проводятся, записи в журналах не делаются.

Однако в случае, если:

                работник, нанятый для исполнения конкретной разовой работы по гражданско-правовому договору, выполняет работу по определенной специальности;

                подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка;

                получает заработную плату и судом в соответствии с ч. 4 ст. 11 ТК РФ будет установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, то к таким отношениям должны применяться положения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Таким образом, если сотрудник работает по гражданско-правовому договору, не содержащему признаков трудового договора, инструктажи по охране труда проводить с ним не нужно.

ВОПРОС

Какие лица в организации обязаны оказывать первую помощь пострадавшим на производстве?

ОТВЕТ

Первую помощь обязаны оказывать согласно п. 1 ст. 31 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" лица, обязанные оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку, в том числе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб.

Обязанность организовать первую помощь пострадавшему вменена федеральным законом ТК РФ работодателю или его представителю.

Именно организовать, а не оказывать.

На сегодняшний день, с позиций законодательства, оказание первой помощи – не обязанность, а право работодателя и его представителей (работников). Главное – незамедлительно вызвать врача, скорую медицинскую помощь.

Работники организации, прошедшие обучение способам оказания первой помощи пострадавшим на производстве, имеют право оказывать такую помощь, но не обязаны этого делать.

Еще один федеральный закон регламентирует вопрос оказания помощи пострадавшему (больному) – Уголовный Кодекс РФ.

Согласно ст. 124 УК РФ неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного, - наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев. То же деяние, если оно повлекло по неосторожности смерть больного либо причинение тяжкого вреда его здоровью, - наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Эта статья касается только людей, обязанных оказывать эту помощь в соответствии с законом или со специальным правилом. Закона, обязывающего любого человека (работника предприятия), оказывать помощь – нет.

Согласно ст. 125 УК РФ заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние, -наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

Не вдаваясь в юридические подробности, под действие этой статьи подпадает человек, ничего не предпринявший. Вызов врача, скорой помощи - это уже оказание помощи.

Таким образом, можно заключить, что пока в федеральном законе или подзаконном нормативном акте не будет вменена обязанность работодателю и работникам оказывать первую помощь пострадавшим при несчастных случаях на производстве, это будет оставаться лишь их правом.

ВОПРОС

Какие локальные нормативные акты, регламентирующие порядок обучения работников правилам оказания первой помощи, должны быть разработаны в организации? В соответствии с какими нормативными правовыми актами они разрабатываются?

ОТВЕТ

Локальные нормативные акты, регламентирующие порядок обучения работников правилам оказания первой помощи, должны быть разработаны в организации в соответствии с требованиями федерального закона – Трудового Кодекса РФ, и в соответствии с подзаконными нормативными актами (постановлениями, приказами и пр).

Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда.

Согласно ст. 225 ТК РФ для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

Это же требование содержится и в подзаконном нормативном акте - постановлении Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований о охраны труда работников организаций" (далее – Порядок) (п. 2.2.4. Порядка): «работодатель (или уполномоченное им лицо) организует проведение периодического, не реже одного раза в год, обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим. Вновь принимаемые на работу проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в сроки, установленные работодателем (или уполномоченным им лицом), но не позднее одного месяца после приема на работу».

Согласно ст. 228 ТК РФ работодатель (его представитель) обязан немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию.

В организации обязательно должна быть программа обучения работников правилам оказания первой помощи при несчастных случаях на производстве (или инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве).

Приказ Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н "Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи" – это подзаконный нормативный акт, требования которого работодатели обязаны выполнить при разработке программы (или инструкции) обучения работников правилам оказания первой помощи при несчастных случаях на производстве.

В этом Приказе конкретизируется, при каких состояниях следует оказывать первую помощь и какие мероприятия можно осуществлять (без риска причинения дополнительного вреда пострадавшему). Это то, чему необходимо учить работников.

При разработке программы (инструкции) необходимо руководствоваться рекомендуемой Минздравсоцразвития России литературой: учебным пособием "Алгоритмы первой помощи" и учебником "Первая помощь".

ВОПРОС

При проверке государственным инспектором труда руководителю нашего предприятия было указано на неисполнение постановления Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 в части обучения персонала вопросам охраны труда. Поскольку наше предприятие - электрические сети, соответственно, обучение персонала проводится согласно требованиям Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики РФ, а также Межотраслевых правил по охране труда (правил безопасности) при эксплуатации электроустановок (ПОТ РМ – 016-2001) и работникам выдается удостоверение установленного образца, утвержденное Холдингом МРСК. Ранее неоднократно предприятие проверялось органами Ростехнадзора, техническим аудитом – никаких замечаний в части обучения персонала выявлено не было. Кем должно проводиться обучение по охране труда?

ОТВЕТ

В соответствии с п. 1.4 постановления Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" (далее – Порядок), данный Порядок не заменяет специальных требований к проведению обучения, инструктажа и проверки знаний работников, установленных органами государственного надзора и контроля.

Порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников рабочих профессий устанавливаются работодателем (или уполномоченным им лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ (п. 2.2.3 Порядка).

Пунктом 2.3.2 Порядка установлено, что обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.

В соответствии с п. 2.3.6 проводят указанное обучение:

                - преподаватели образовательных учреждений, осуществляющие преподавание дисциплин "охрана труда", "безопасность жизнедеятельности", "безопасность технологических процессов и производств";

                - руководители и специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов государственного надзора и контроля;

                - работники служб охраны труда организаций, имеющие соответствующую квалификацию и опыт работы в области охраны труда.

Кроме того, обучение работодателей и работников вопросам охраны труда включено в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н "Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда" в перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация.

Вместе с тем, в соответствии с п. 3.1 Порядка проверку теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы работников рабочих профессий проводят непосредственные руководители работ в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости - в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда.

Для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в организациях приказом (распоряжением) работодателя (руководителя) создается комиссия в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке (п. 3.4 Порядка).

ВОПРОС

Должны ли проходить специальное обучение (по промышленной безопасности)ответственные за техническое состояние зданий и сооружений?

ОТВЕТ

В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее ? Закон № 116-ФЗ) организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности.

Согласно п. 2 ст. 9 Закона № 116-ФЗ работники опасного производственного объекта обязаны проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности.

Пунктом 8.1 Общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, утв. постановлением Госгортехнадзора России от 18.10.2002 № 61-А, установлено, что аттестация руководителей и специалистов проводится в аттестационных комиссиях организаций, а также в центральных и территориальных аттестационных комиссиях Госгортехнадзора России. Аттестационные комиссии организаций создаются приказом или распоряжением руководителя организации. Члены аттестационных комиссий организаций должны быть аттестованы в комиссиях Ростехнадзора.

В п. 3.2 Правил промышленной безопасности для взрывопожароопасных производственных объектов хранения, переработки и использования растительного сырья, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 10.06.2003 № 85, указано, что для проведения подготовки (обучения) и аттестации по промышленной безопасности руководителей подразделений, специалистов и работников организации приказом (распоряжением) руководителя организации создаются подразделение, занимающееся подготовкой по промышленной безопасности, и аттестационная комиссия.

В состав аттестационной комиссии организации включаются руководитель, главные специалисты, специалист по промышленной безопасности (охране труда), лицо, ответственное за осуществление производственного контроля. Возглавляет комиссию, как правило, один из руководителей организации.

В работе аттестационной комиссии организации принимает участие представитель территориального органа Ростехнадзора (по согласованию). При необходимости в состав комиссии включаются представители других органов государственного надзора и контроля.

Руководители, члены аттестационной комиссии организации при численности работников организации менее 500 человек проходят аттестацию по промышленной безопасности в территориальных аттестационных комиссиях Ростехнадзора.

В территориальных аттестационных комиссиях аттестацию по промышленной безопасности проходят также:

                специалисты организаций, осуществляющих деятельность по строительству опасного производственного объекта, а также по изготовлению, монтажу, наладке, ремонту, техническому освидетельствованию, реконструкции и эксплуатации технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах;

                специалисты организаций, разрабатывающих проектную, конструкторскую и иную документацию, связанную с эксплуатацией опасного производственного объекта;

                специалисты экспертных организаций в области экспертизы промышленной безопасности;

                специалисты организаций (подразделений организаций), осуществляющих подготовку в области промышленной безопасности.

В Центральной аттестационной комиссии Ростехнадзора аттестацию по промышленной безопасности проходят:

                руководители, члены аттестационных комиссий организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, при численности работников организации более 500 человек, а также руководители и члены территориальных аттестационных комиссий;

                руководители организаций, осуществляющих деятельность по строительству опасного производственного объекта, а также по изготовлению, монтажу, наладке, ремонту, техническому освидетельствованию, реконструкции и эксплуатации технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах;

                руководители организаций, разрабатывающих проектную, конструкторскую и иную документацию, связанную с эксплуатацией опасного производственного объекта;

                руководители экспертных организаций в области экспертизы промышленной безопасности;

                руководители организаций, осуществляющих подготовку в области промышленной безопасности;

                руководители и специалисты иностранных организаций.

Пунктом 11 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37 "О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", определено, что аттестация специалистов проводится в комиссиях организаций, в которых работают аттестуемые, а также в аттестационных комиссиях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Центральная аттестационная комиссия, межрегиональные территориальные аттестационные комиссии, территориальные аттестационные комиссии).

ВОПРОС

Кто должен проходить обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве? Кто проводит данное обучение в организации и какие требования к нему предъявляются? Где фиксируются сведения о прохождении обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве?

ОТВЕТ

Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить обучение оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.

Согласно п. 2.2.4 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. постановлением Минтруда России № 1, Минобразования России № 29 от 13.01.2003, работодатель (или уполномоченное им лицо) организует проведение периодического, не реже одного раза в год, обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим.

Вновь принимаемые на работу проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в сроки, установленные работодателем (или уполномоченным им лицом), но не позднее одного месяца после приема на работу.

Обучение по оказанию первой помощи в организации проводит специалист, имеющий медицинское образование и соответствующую подготовку, в том числе можно привлекать специалистов из обучающих организаций, имеющих лицензию на право проведения такого обучения.

Проведение обучения оказанию первой помощи регистрируется в журнале проведения инструктажей.

Конкретный порядок и сроки проведения обучения работников работодатель должен определять самостоятельно с учетом специфики трудовой деятельности работников.

ВОПРОС

Вправе ли работодатель отстранить от работы работника при выявлении неоднократных нарушений требований нормативных правовых актов по охране труда?

ОТВЕТ

В силу п. 3.3 постановления Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций", внеочередная проверка знаний требований охраны труда проводится, в том числе при выявлении неоднократных нарушений работниками организации требований нормативных правовых актов по охране труда.

Согласно положениям ст. 76 Трудового Кодекса РФ, работодатель обязан отстранить от работы работника, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе.

На основании документов, подтверждающих неоднократные нарушения работником организации требований нормативных правовых актов по охране труда, издается приказ об отстранении работника от работы (ст. 76 ТК РФ). В приказе указываются фамилия, имя, отчество и должность работника, основания, по которым он отстраняется от работы, а также срок отстранения. При этом срок определяется не датой, а событием - до момента прохождения внеочередной проверки знаний требований охраны (ч. 2 ст. 76 ТК РФ).

С приказом об отстранении нужно ознакомить работника под роспись. При отказе от подписи составляется соответствующий акт.

Целесообразно указать в приказе дату проведения внеочередной проверки знаний требований охраны и, если это возможно, предполагаемую дату выхода работника на работу.

За период отстранения от работы по вине работника заработная плата ему не начисляется и это время не включается в стаж, необходимый для предоставления отпуска (ч. 2 ст. 121 ТК РФ).

После того как работник пройдет внеочередную проверку знаний требований охраны труда, его необходимо допустить к работе.

 


Версия для слабовидящих

Increase Font Size Option 5 Reset Font Size Option 5 Decrease Font Size Option 5

Доступная среда

http://dostupno15.ru/

Социальная поддержка пожилых граждан и инвалидов

Контакты

Адрес:

362025, Владикавказ
Бутырина, 29
тел. (8672) 54-00-00
факс. (8672) 54-88-87

Режим работы
с 9:00 до 18:00
Перерыв
с 13:00 до 14:00

Координаты (GPS)

Широта
43.027569 
Долгота 
44.689023

Горячая линия по вопросам ФЗ от 28.12.13г №442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в РФ" (8672) 53-56-82

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ по вопросам предоставления мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии на ЧАЭС, производственном объединении «Маяк», ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне

тел.(8672)54-28-54

Почта Minsotc15.ru

Логин:
Пароль:

(что это)
Yandex